Отец и сын


Музыкальный спектакль – это одновременно и сложный для постановки и красивый и многообразный для восприятия зрителями и слушателями жанр искусства.
В нем как нигде больше раскрываются характеры и образы всех персонажей, поэзия и музыка в исполнении симфонического оркестра
дополнена визуальным рядом на сцене, и «живое» воплощение этого всегда оставляет неизгладимое впечатление
и способно надолго запомниться и еще неоднократно мысленно и душевно возвращаться к увиденному и услышанному…

Драма в четырех действиях в стихах была написана поэтом и драматургом Аполлоном Григорьевым в 1845 году.

Действующие лица:
Иван Иванович Объяринцев. - баритон
Григорий - сын его. - тенор
Надежда Сергеевна Львицкая - молодая вдова. – меццо-сопрано
Вера - её сестра. - сопрано
Князь Крутоярский - молодой человек. - тенор
Степан Ильич Дергачёв - богатый откупщик. - баритон
Лиза - дочь его. - сопрано


Действие происходит в Санкт-Петербурге.

Краткое содержание:

Первый акт. -- На сцене Надежда Сергеевна Львицкая и ее сестра Вера. -- Надежда Сергеевна, несмотря на свои молодые годы, уже жестоко разочаровалась и в людях и в себе. Она вышла замуж девочкой за человека богатого, но "угрюмого и строгого", не дорожившего любовью жены. И Надежда Сергеевна не любила своего мужа. Не найдя счастья в семье, Надежда Сергеевна ударилась в светскую жизнь, стала салонной львицей.

Оставшись вдовой, Надежда Сергеевна продолжала жить широко, но каждую минуту дрожала, что кредиторы разобьют ее счастье, как "карточный домик". Все надежды ее на И. И. Объяринцева, которого она любит и который -- она убеждена в том -- отвечает ей взаимностью. О нем ведет она речь при поднятии занавеса с сестрой Верой, девушкой мечтательной, чистой и скромной, но больной чахоткой, обреченной на смерть. Надежда Сергеевна говорит с сестрой осторожно, не желая посвящать ее в свою жизнь, в переживания своего сердца, чтобы не доставить ей, больной девушке, лишних страданий...

Но опасения были напрасны: Вера уже любила и страдала, может быть, не менее своей сестры. Уже давно она встретила "его", вместе с которым, уединившись от людей, смеялась над "близостью гроба"...

Имени "его" она не знает. Он уехал давно и, вероятно, умер. Но она любит и будет любить его по-прежнему: их "соединила неразрывно смерть".

Разговор сестер прерывается приходом Объяринцева. Объяринцев -- человек средних лет, сильный по уму, находчивый, остроумный, передовой по убеждениям, по характеру склонный к хандре и пессимизму. Он сам себя считает человеком особенным, отмеченным судьбой...

Объяринцев был женат, но ничего, кроме страданий, он не нашел в семейной жизни. Он повел жизнь рассеянную по клубам, вечерам и залам, но и эта жизнь не дала ему ничего, кроме хандры, усталости и желчи.

Надежда Сергеевна понимала его. Минута -- и слово взаимного признания было бы сказано. Но этому помешал неожиданный приход Степана Ильича Дергачёва и его дочери Лизы.

Дергачёв -- человек другого склада и закала: богатый откупщик, мужик по происхождению и ухваткам, самодур, но не лишенный доброты. Он вкусил цивилизованной жизни и был принят в салонах. Руки его дочери, получившей образование в пансионе, добивается князь Крутоярский, кузен Львицкой. Но Дергачёв -- "не болван". Он понимал, что баричу нужна не дочка, а "мужицкий карман", и дал ему отпор.

На сцене появляется князь Крутоярский, молодой человек. Затевается спор по злободневному вопросу -- о проведении железной дороги от Петербурга до Москвы. Дергачёв и Крутоярский -- враги этой "затеи". Объяринцев, возмущенный косностью своих собеседников, громит общество, с недоверием и жалким криком относящееся к благим начинаниям правительства.

Спор мирно разрешается преферансом в соседней комнате. Дергачёв, оставшись наедине с Надеждой Сергеевной, предлагает ей стать его женой, что он делал уже не раз и всегда безрезультатно. И на этот раз Львицкая отказывает ему. Но это не смущает Дергачёва: Львицкая должна ему сто тысяч -- и она в его руках. Он уходит, предложив ей на выбор:

Иль завтра ж объявить помолвку нашу,

Или позволить мне искать на вас в судах.

Объяринцев, слышавший этот разговор, предлагает Надежде Сергеевне руку и сердце. Львицкая не в силах противиться. Но входит Крутоярский и говорит Объяринцеву, что к нему приехал сын. Надежда Сергеевна поражена: она не знала, что у Объяринцева есть сын. Поражен и Объяринцев...

Мой сын! Великий Боже --

Я позабыл совсем...

Он забыл, что имение покойной тетки по завещанию перешло к его сыну.

Второй акт. -- На сцене Надежда Сергеевна и Вера, Львицкая читает письмо Объяринцева, в котором тот извиняется перед Надеждой Сергеевной, что, ослепленный любовью, он забыл сообщить ей о своем сыне. Надежда Сергеевна верит ему, но выйти за него, бедняка, замуж, отказавшись от роскоши и блеска, она не может...

Страшно, но все же приходится серьезно подумать о предложении Дергачёва...

Расчет в душе Львицкой взял перевес над чувством. Она успокоилась и с беспечной веселостью выслушивает историю романа Веры с незнакомцем, не досказанную накануне.

Докладывают о приходе Дергачёва. Надежда Сергеевна уходит. Принимает его Вера. Дергачёв с грубой откровенностью говорит последней о цели своего прихода...

Вера в ужасе за свою сестру. У нее неожиданно родится мысль:

Что... если? Боже, Боже,

Мне жить недолго...

Лаской и кокетством она обращает на себя внимание Дергачёва, который присматривается к ней и видит:

Да ведь она

Ничуть не хуже той, умна и учена!..

И он делает ей предложение, Вера принимает его. Входит Надежда Сергеевна, а за ней Крутоярский.

Дергачёв от радости разрывает на глазах Львицкой ее вексель, а Крутоярскому объявляет, что теперь он, пожалуй, не прочь выдать за него свою дочь. Свой счастливый день он решает ознаменовать устроением бала.

Вера и Дергачёв уходят. Надежда Сергеевна, опускаясь на диван и закрывая лицо руками, тихо произносит:

Сестра моя, сестра! она меня спасла!

Третий акт. -- Кабинет Объяринцева. Утро. -- Объяринцев сидит за письменным столом. В голове его проносятся мысли, одна мрачнее другой -- о разбитых мечтах, о былых временах, о покойной жене... Встает перед ним образ сына -- ребенка, который рос одиноко, не согретый лаской отца и матери.

Входит сын Григорий. Мрачный вид отца вызывает в нем беспокойство и досаду. Он обращается к отцу, пытаясь узнать причину его грусти и вместе укоряя его за холодный прием.

Григорий хочет видеть своего отца, как и в былые годы, добрым и веселым, подчас кутилой и волокитой. Завещание тётки он уже разорвал, чтобы отец был владетелем его доходов и жил, ни в чем себе не отказывая.

Является Дергачёв, приглашает Объяринцевых на бал и на прощанье дает совет Ивану Ивановичу:

... Женись теперь, брат, тоже --

Препятствий больше нет.

Причина грусти Объяринцева ясна. Григорий упрекает отца за скрытность и ложный стыд.

Григорий признается отцу, что и он когда-то знал блаженство и любовь...

Из разговора отца с явившимся Крутоярским Григорий узнает, что Вера Сергеевна -- та незнакомка, которую он впервые и так безумно любил. Тут виден рок, судьба. Но Григорий и судьбе не хочет уступать...

Четвертый акт. -- Сад на даче Дергачёва. Вечер. -- Гости парами прогуливаются по аллеям сада и ведут оживленные разговоры. -- Из ближайшей выходят Дергачёв и Вера.

Докладывают о приходе Объяринцевых. Дергачёв идет встречать их. Вера, остается одна.

Появляется Дергачёв и Объяринцевы. Вера, подняв на них глаза, падает в обморок. Когда она приходит в себя, гости поднимаются в дом. Григорий, улучив минуту, просит Веру прийти к нему в сад. В доме раздается музыка, и начинаются танцы. Григорий, остается в саду, в ожидании Веры.

Появляется Вера.

Григорий на коленях перед Верой. Он горячо и пламенно молит ее сжалиться над ним -- изменить свое решение. Но Вера неумолима: в своем решении она видит волю рока, судьбы. Но Григорий, охваченный безумной страстью, готов ринуться на бой с судьбою...

Но нет, чтоб ни было -- а ты моя, моя...

Тебя из пасти смерти вырву я

И за тебя на бой пойду с судьбою...


Вера.


Над тобою

И надо мною -- смертный приговор.

Но путь не долог к вечному покою --

К чему ж с судьбой безумно-гордый спор?

Расстанемся... без слез и без рыданий,

Расстанемся... без сладких упований,

Без сладких грез...


Григорий.


Мы осуждены.


Вера.


Прости... О! верь, что есть предел страданья.

Любили здесь мы... Там мы встретиться должны.

Вера поднимается в дом, откуда доносятся звуки музыки.


Аполлон Александрович Григорьев (16 [28] июля 1822, Москва — 25 сентября [7 октября] 1864, Санкт-Петербург) — русский поэт, литературный и театральный критик, переводчик, мемуарист, идеолог почвенничества, автор ряда популярных песен и романсов.


Финал. Клавир.


Музыкальный спектакль состоит из ряда номеров и предоставляется как в партитуре, отдельных партиях, клавире,
так и в звуковых файлах с возможностью незначительной корректировки
для улучшения исполнительских возможностей и качеств (тональностей, темпов и т. д.)

Все авторские права защищены (РАО).

Автор либретто: А. А. Григорьев
Композитор: Дмитрий Гусев


Скачать мои ноты на MusicaNeo